?

Log in

Предыдущий пост | Следующий пост

Куда уходит книга?

В № 31 газеты "Литературная Россия" вышла моя статья о XXXIX Московской международной книжной ярмарке. Как всегда, читаем в моем блоге:

Книга года.jpg
Церемония вручения премии "Книги года" (фото - "Российская газета")

КУДА УХОДИТ КНИГА?

Не секрет, что в последние годы наша книжная отрасль находится в кризисе. Да, сегодня можно найти книгу на любой вкус и в любом исполнении, но само отношение к книге, а в результате и к печатному слову, стремительно ухудшается, причем как со стороны издателей, так и со стороны читателей.

На такие мысли невольно наводит недавно завершившаяся XXIX Московская международная книжная выставка-ярмарка. Несколько лет подряд я посещаю это мероприятие и отмечаю, что, несмотря на обилие книг и имен, с каждым годом становится только хуже. Внешне все вроде бы остается по-прежнему, но и это скорее минус – выставка не развивается и не выполняет возложенные на нее задачи.

Большая часть выставки статична, на ней не происходит никаких событий. Таковы практически все без исключения международные павильоны. Да, павильоны, например, Кубы или Никарагуа, красиво оформлены, на них представлены книги, может, даже интересные, но только на испанском, латиноамериканцы понимают, что на наш книжный рынок просто не пробиться. Хотя можно было бы организовать место для обсуждения испаноязычной литературы, пригласить специалистов – переводчиков, литературоведов, испанистов, презентовать лучшие книги Испании и Латинской Америки, вышедшие на русском языке. И вместо десятка скучных павильонов – получится интересная площадка, где можно будет узнать обо всём, что происходит в мире испаноязычной литературы, куда захотят приехать писатели и поэты, чтобы представить свое творчество. То же самое касается и других стран, можно организовать отдельные площадки для англоязычной литературы, литературы славянских стран и т.д.
Главную сцену в этом году загнали в самый конец выставки, как алкоголь в супермаркете, поэтому до нее многие просто не дошли. В итоге в главную превратилась сцена издательства «Эксмо», которое и так не страдает от недостатка внимания. Не знаю в чем причина такого решения – недальновидность организаторов или лоббизм крупного книжного издания. А маленькие, так называемые независимые, издания опять загнали в фойе, хотя вокруг них было не протолкнуться. Зато самый центр занял большой павильон книжного интернет-магазина «Лабиринт», сотрудники которого предлагали заказать любую книгу по интернету. Желающих почти не было, все-таки формат мероприятия предполагает наличие «живой» книги, которую можно потрогать руками, полистать, а заказать книгу по интернету можно и у себя дома в более спокойной остановке.
Отдельный вопрос составляет и программа мероприятий, многие жаловались на перекрестный шум, когда в соседних павильонах одновременно начинались выступления, заглушающие друг друга, организованные по принципу кто кого перекричит. Понятно, что книжный рынок схлапывается и конкуренция увеличивается, но зачем же превращать книжный праздник в балаган. Об этом опять должны были позаботиться организаторы, которые при составлении программы могли бы развести совпадающие по времени презентации.

Газеты и литературные журналы опять оказались на задворках, посетителей в их павильонах почти не было, получается сами организаторы таким образом говорят, что сегодня это никому не нужно. А ведь интерес к книге во многом определяет разговор о ней, мнение людей, сведущих в литературе. У нас же получается наоборот, книжный рынок формируют те, кто в литературе не смыслит ничего, поэтому нет ничего удивительного, что книжные продажи падают. Навигация по выставке практически отсутствовала, найти интересующее тебя издательство было нереально, только если обойти весь комплекс, и лишь уходя, в стороне от главного входа, я обнаружил план выставки, но возвращаться уже не было ни сил, ни времени. По большому счету функции организаторов сводятся только к оформлению выставки, причем не самому лучшему, и продаже торговых площадей, поэтому и имеем то, что имеем.

Теперь несколько слов о главной премии выставки «Книга года», которая показывает внутреннее содержание отрасли и работу Роспечати. Гран-при получил «Блокадный дневник» Ольги Берггольц. Книга, разумеется, интересная и нужная, но это опять же нон-фикшн, причем 70-летней давности, пусть ранее и не издававшийся. Получается, что ничего более интересного в книжном мире не произошло, что в стране кризис не только художественной литературы, но и современной документалистики. Хотя факты вроде бы свидетельствуют об обратном.

С «Прозой года» понятно, ее получил откровенно слабый роман Алексея Иванова «Ненастье», написанный жутким едва ли русским языком, такое ощущение, что автор писал не прозу, а выполнял техзадание: «Большая площадь была вымощена плиткой; посреди площади громоздилось каменное корыто цветника, рядом торчали рамы летних палаточных кафе. На флагштоках, выстроенных в шеренгу, трепетали узкие флаги. На заправке «ЛУКойла» раскорячилась фура. За мегамоллами пространство ограничивала бесконечная насыпь железной дороги со столбами и перекрытиями; её гряда сверху почернела, обтаяв, а понизу белела потёками ночного снега… Энергичная разметка магистрали бодрила движением своих стрел и пунктиров; решетчатые фермы, перекинутые поверх трассы, задавали жёсткий, технологичный ритм». Это пародия на большой стиль, а не художественная проза.

В номинации «Поэзия года» победу одержал Олег Чухонцев со сборником «Выходящее из – уходящее за...». Чухонцев хороший поэт, но этот 80-страничный сборник на лучшую поэтическую книгу года никак не тянет. В то же время самая сильная книга Чухонцева «Из сих пределов», выпущенная тем же издательством ОГИ в 2005 году, тогда не вошла даже в шорт-лист. Сегодня поэзии в России издается настолько мало, что и выбирать не из чего. На выбор предлагаются либо давно умершие авторы, либо переводы. В 2014 году победителем была признан книга Заболоцкого «Метаморфозы», в 2015-м – новый перевод шекспировского «Короля Лира» Григория Кружкова. Такое ощущение, что оригинальных поэтов в России нет, кроме уходящих шестидесятников.

Ну и, конечно, самое нелепое награждение – это учебник «Поэзия» в номинации «Учебник XXI века», который вовсе и не учебник и учиться по которому никто и никогда не будет. Авторы составили вместо учебника антологию-междусобойчик, включив туда собственные тексты и тексты своих друзей, к поэзии имеющие мало отношения, смешав их с классической поэзией и написав к ним комментарии, выдав их за параграфы учебника. Обсуждать его бессмысленно, авторы не смогли даже дать внятное определение рифмы, а понятие «образ» в учебнике, вообще отсутствует, чему была посвящена статья «Верните образ: о последнем рубеже в разговоре о поэзии» в новом литературном журнале Prosōdia, который издает в Ростове-на-Дону Владимир Козлов. Журнал «Вопросы литературы» посвятил разбору бездарного «учебника» целый спецвыпуск, не оставив от авторской концепции камня на камне. Впрочем, мнение экспертов-филологов Роспечать вряд ли интересует. С такими учебниками номинацию «Поэзия года» похоже придется скоро отменять за ненадобностью.

Пока мы видим, что наша книжная отрасль находится в стагнации, малотиражные издания загоняются в угол, все больше людей предпочитают читать в интернете, а не на бумаге. Понимает ли это чиновники, руководящие нашей литературой – большой вопрос. Их похоже все устраивает, единственное достижение последних лет – книжный фестиваль на Красной площади, в большей степени показательное мероприятие, в такое же потихоньку превращается и Московская международная книжная выставка-ярмарка.

Григорий Шувалов

Оригинал статьи: http://www.litrossia.ru/item/9263-grigorij-shuvalov-kuda-ukhodit-kniga




Записи из этого журнала по тегу «ЛитРоссия»

Комментарии

( 1 комментарий — Оставить комментарий )
geochelone
1 окт, 2016 14:38 (UTC)
Учебник "Поэзия"
Да ладно, не такой уж плохой этот учебник "Поэзия", хотя ты прав, что это не учебник, а хрестоматия скорее. Но для меня там было много новых авторов. Хоть немного ликбеза. Аронзон, например, Байтов, Круглов... С другой стороны, может, все дело в моем невежестве. Конечно, это питерская школа, мне не особо близкая, но с точки зрения пользы для тех, кто и этого не знает...А минусы, они ведь всегда есть.
( 1 комментарий — Оставить комментарий )

Календарь

Февраль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Tiffany Chow